Представляем: наша землячка, певица и организатор культуры, Народная артистка России, профессор, Герой труда Кубани, генеральный директор, художественный руководитель Краснодарской филармонии Вероника Журавлёва-Пономаренко.
https://disk.yandex.ru/i/a-ZsVMqbqLSGpw
Уважаемые земляки и гости нашего веб-сайта!
Мы открываем новую литературную рубрику на странице «ТВОРЧЕСТВО ЗЕМЛЯКОВ» под названием «СТРОКИ, НАПОЛНЕННЫЕ БОЛЬЮ И ПРАВДОЙ О ВОЙНЕ».
В ней (на постоянной основе) планируется публиковать прозаические и поэтические произведения членов нашего землячества, посвященные художественному осмыслению в высшей степени зловещего и бесчеловечного социального феномена, имя которому – ВОЙНА.
Открывают новую рубрику два (небольших по объему, но исключительно важных, глубоких и интересных по содержанию) произведения — статьи — писателя, публициста, заместителя председателя правления Союза писателей России ВАСИЛИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ДВОРЦОВА, в которых он рассказывает о своём уникальном опыте. О Донбассе сегодня немало пишут и рассуждают, однако на этот раз он предстанет в неожиданном ракурсе.
ПОГРУЖЕНИЕ
Донбасс вбирал меня постепенно. Или впускал? Первые поездки восьмилетней давности не дали понимания сотворения здесь чего-то принципиально нового – ещё одна горячая точка ещё одной окраины некогда великой России. Такими я видел Абхазию, Чечню, Южную Осетию. Та же воспалённость местничества, то же самомнение молодых лидеров при тоскливом смирении стариков. И неверие в худшее женщин. Единственное, что резко отличало от Кавказа, – стремление всё прибрать сразу же после боя: починить окна и крыши, покрасить стены и заборы, прикопать воронки. Это местное нежелание жить в войне, жить войной вызывало тепло некоего кровного родства. Потому как в иных краях под вино над нардами искренне недоумевали: «Какой рэмонт? Мы знали – русские придут, сдэлают». Сюда русским приходить не требовалось, они здесь уже были.
Всё большее погружение в судьбоносные загадки Донбасса следовало за затягиванием решения о его статусе. То, что так легко произошло с Крымом, с Донецком и Луганском, оказывалось почему-то невозможным. Множились встречи с преподавателями вузов, библиотекарями, музейщиками, писателями – с местной творческой молодёжью мы знакомились и в России, на конкурсах, фестивалях и семинарах. Общался с шахтёрами, с врачами. Но я не понимал местных. Сочувствовал – да, но не понимал.
Законсервированные минскими переговорами линии окопов с перманентными автоматно-пулемётными дуэлями то и дело вскипали артиллерийской канонадой и ракетным шипом. От «прилётов» рядом гибли крутые герои 2014 года и дети. Воронки прикапывались, стены красились. Война-не-война? Ночью бухали взрывы, а утром в автобусах и трамваях – студенты и школьники, в витринах магазинов обновилась реклама. Работающие на войне-не-войне шахты, заводы, распаханные и засеянные поля. Шизофрения местной жизни как-то нехорошо резонировала с шизофренией всей страны: с 13-й статьёй Конституции и Гоголь-центром, с чайлдфри и господдержкой абортов, с вывозом Центробанком к геополитическим конкурентам миллиардов долларов при миллионах за чертой бедности. С новогодними разгулами с ноября по март, с никак никем не контролируемой закредитованностью при массовой дебилизации. Необратимое вымирание нации под Comedy Club и «Танцы со звёздами», под секс-проблемы голливудских звёзд… Да, это мы все живём на шизофренической войне-не-войне, все мы – от Анадыря до Ростова. И донбасское нежелание жить этой войной-не-войной, отвращение к войне-не-войне начинало роднить с местными уже не только эмоционально, но и ментально – роднить Российскую Федерацию с Новороссией нежеланием жить так дальше.
Для меня 24 февраля 2022 года «Дневник писателя» Достоевского раскрылся апрелем 1877-го: «Нам нужна эта война и самим; не для одних лишь «братьев-славян», измученных турками, подымаемся мы, а и для собственного спасения: война освежит воздух, которым мы дышим и в котором мы задыхались, сидя в немощи растления и в духовной тесноте»…
Не сразу, но всё же Главное военно-политическое управление Вооружённых сил РФ стало включать членов Союза писателей России в свои «агитбригады», выезжающие в госпитали, институты, военные городки и расположения тыловых частей – про передовую без страховки нельзя было и думать. Благодаря этим поездкам литераторы въявь, порой даже тактильно, познавали безмерность солдатских жертв, ежедневно приносимых на «нам нужной войне». Со вбивающимися в память картинами безногих и безруких молодых, красивых, ненажившихся. И тут же рядом нетерпеливо ждущих повторных операций, после которых можно будет «вернуться в строй» – в казармы и блиндажи к точно таким же молодым, но ещё не познавшим потери радистам, лётчикам, танкистам и сапёрам, уверенным в себе, в своём воинском мастерстве и мощи вверенного оружия. И спасибо Министерству обороны за этот опыт сострадания и восхищения, который возвращает писателей, особенно поэтов, к ответственности за свои порой излишне красивые слова – да, да! – о действительно высоком.
Выезд на место преступления под Северодонецком
Проблема в том, что начало СВО буквально вызвало вал патриотической поэзии. С первых дней операции стихи «на тему» стали писать все и повсюду – кто знал, что такое армия и даже обладал боевым опытом, и кто не имел ни малейшего представления об уставах и верил киногероям. Я не говорю о качестве стихосложения – мастерство или любительство «тема» не губит и не исправляет, и мы знаем немало прекрасных строк, написанных «к дате», но, как правило, только если эти строки опирались на опыт боли или счастья собственного сердца, на картины своей памяти, а не на пересказанное другими. Потому-то мы сегодня с особой надеждой вчитываемся и вслушиваемся в творчество, доносимое с передовой: там, в окопах, у поэтов действительная полнота ручательства за написанное и произнесённое.
Ведь сколько таких же, которым «Рок рукой суровой / Приподнял завесу времён», в 1914-м отгромыхало так же патриотически-кимвально, а через год-другой сникло и стихло, вдохновляясь как «В лепестке лазурево-лилейном/Мир чудесен». И лишь кому «святой Георгий тронул дважды» мы до сих пор верим, что «воистину светло и свято/Дело величавое войны».
Опыт боли или счастья, увиденных сердцем, держит, не отпускает. Не отпускает доверчиво торопливое, полушёпотное уверение худющего, с черняками, как у панды, вокруг глаз парнишки в великоватой больничной пижаме, с досадой поднимающего тяжело загипсованную руку: врачи обещали последнюю операцию, и можно будет вернуться «к себе в разведку» – «ведь мы Изюм брали, опять брать придётся». Не отпускает и не отпустит, пока не напишу о нём…
Абхазия, Чечня, Южная Осетия, Донбасс. Вы знаете, что их объединяет? – плотный, тесный звон цикад и сверчков. У нас в Сибири такого звона нет, только нытьё комариков. Но нет в Сибири и канонады. А ещё в этих местах постоянно приходится избегать материнских глаз. Нестерпимо держать женские взгляды. Сколько бы лет твоей собеседнице ни было – двадцать, сорок, восемьдесят – глаза матерей прожигают болью насквозь, как глаза у Богородицы на иконе «Умягчение злых сердец». Наверное, это и есть глаза войны.
Но недавно мне выпало узнать войну с совершенно нового, неожиданного для себя ракурса («выпало» как компромисс между глаголами «повезло» и «досталось»). Я увидел врагов – вплотную, с касанием рукавами, я разговаривал с врагами, всматривался, вслушивался в них, ловил излучения. Молодые и пожившие, офицеры и мобилизованные, бобыли и многодетные отцы… И все враги. Однозначно враги. Я параллельно вслушивался и в себя, разбирался с собой, пытаясь понять – почему они враги? Почему они мои враги?..
Комбинат имени Ильича в Мариуполе. Прошедшее время
Благодаря договору о сотрудничестве, заключённому меж Союзом писателей России и Следственным комитетом России, а точнее – дружеской настойчивости председателя московского РОО «Союз ветеранов следствия», легендарного детектива и писателя Вадима Владимировича Соловьёва, я стал свидетелем работы следователей, криминалистов и экспертов Луганского военно-следственного управления СК России. Видел, что такое задержание, обыски и допросы диверсанта, присутствовал на следственном эксперименте, на котором вэсэушник показывал, как расстреливал гражданских, присутствовал при эксгумации тел мирных жителей, прихороненных под нацистскими обстрелами во дворах и огородах. Познакомился с работой экспертов по радиоэлектронике, генетике, психологии, в том числе с тестированием убийцы на полиграфе. Мне меж судебных заседаний даже позволяли побеседовать «по душам» с военными преступниками. Вместе со следственно-криминалистской группой я из Луганска выезжал в Мариуполь и Северодонецк, в Меловую, с рассвета до заката трясясь по разбитым дорогам через знаковые для нашего времени Новоайдар, Макеевку, Дебальцево, Донецк, Горловку, Купянск, Волноваху. Я даже начал различать профессии следователя и криминалиста, познакомился с местными луганскими операми, девятый год то ненадолго снимающими бронежилет, то вновь навешивающими поверх разгрузки автомат, для которых «передок» и тыл давно неразличимы.
Может быть, презорство, но, кажется, теперь я начинаю понимать Донбасс, понимаю – зачем он России.
Источник: https://lgz.ru/author/dvortsov-vasiliy-vladimirovich/
ДИВЕРСАНТ ИЗ МЕЛОВОГО
Автор наблюдал, как следователи СК задерживают на Луганщине преступника
Трёхкилометровая улица Дружбы народов, разделяющая посёлки Меловое и Чертково. Долгое время она являлась государственной границей
Автор стал свидетелем работы следователей, криминалистов и экспертов Луганского военно-следственного управления Следственного комитета России.
Меловое – символ сегодняшней Новороссии: Меловое-Мілове – украинская половина большого посёлка, другая половина, через улицу Дружбы народов, – русская заграница Чертково. Так сто лет местные и жили этой границей, жили от границы. Говорили по-русски, думали по-украински. Или наоборот. Но ни до Киева, ни до Москвы интересы меловских-чертковских равно не распространялись. Пока Луганская область не стала Луганской Республикой.
Тогда, в ноябре 2014-го, меловской погранотряд незалежной отбился от «сепаратистов», и местный отдел МВД переоделся в мундиры Национальной полиции. Ещё через три года прямо по Дружбе народов прошёл забор из колючей проволоки, проезды перекрыли, и все опять стали жить от границы, даже в чём-то лучше прежнего. До самого 24 февраля 2022-го.
Однако наш разговор сегодня не о контрабандистах. Хотя недовольство лишённых суетного, но уже привычного приработка мужиков, хранящих в глубине шифоньеров «про всякий выпадок» жовто-блакытный прапор, а то и мундир с медалями, объяснимо. Объяснима и недоверчивость женщин к пришедшим русским, которыми пугали десятки лет, плюс родственные разрывы (мало ли братьев и племяшей воюет с той стороны?), плюс всеобщая безработица с мутными перспективами застрявших в южной распутице фронтов.
Выезд из Луганска в семь утра. Микроавтобус Следственного комитета, подгоняемый броневиком СОБРа, притормаживал на блокпостах, и меня опять и опять пробирала особая, сквозная теплота наскоро приветствующих друг друга вооружённых людей, незнакомых, но так доверчиво радующихся друг другу: «свои». Такое возможно лишь на войне.
Нас, СОБР, чуть раньше подъехавших луганских следаков и минёров, встречали местные оперуполномоченные. Предстояло два задержания по подозрению в шпионской деятельности, а возможно, и причастности к попытке подрыва автомобиля районного прокурора. Это бывший меловской опер, затем прокурор, а ныне хозяин магазинчика стройматериалов и безработный отставной пограничник. Вызывают адвокатов, подвозят понятых. Время идёт, местные нервничают: подозреваемые могут куда-нибудь скрыться, тем более что утаить в посёлке такое собрание силовиков нереально. Я не хочу присутствовать на обыске в квартире с детьми и еду с группой, работающей по бобылю-пограничнику.
Какой-то сдувшийся, обезволенно мягкий сорокалетний мешок в бабской, хоть и чёрной, вязаной шапке никак не вязался с киношным представлением о шпионе. «Ждун» – да, это точно. При обыске замызганной, бедной двухкомнатной квартирки ничего, кроме украинского флага, не нашли. Бывший пограничник то полушёпотно бормортал, то подвизгивал, глупо путался в ответах на самые простые вопросы. Не мог объяснить множество паспортов от якобы пропавших телефонов, купленных якобы «для первой и другой жены». Которые сейчас на Украине. Сосед-понятой, слушая про жён, только хмыкал, на мой вопрошающий взгляд прикашлянул: «Да какие жёны? Он женщин не любит. Он любит не женщин».
Обыски у опытного лиса-прокурора, конечно же, вообще ничего не дали: тот профессионально знал, где и как ищут незаконное.
Бывший пограничник вдруг присел на пол, натянул шапку до кончика носа и впал в оцепенение. Пока дописывался протокол, во дворе проходило бурное совещание по методам дальнейшего дознания. То, что подозреваемый вот-вот начнёт давать признательные, это объяснять никому не требовалось, и меловские просили не забирать его в Луганск, оставить у них в отделении. Служащие Следственного комитета пребывали в обоснованных сомнениях: местные все с боевым опытом, поэтому взаимоотношения у них с преступниками «военные», а тем более что перед ними не какой-то жулик, а полноценный враг. Как бы им самим не оказаться «фигурантами». Сошлись на том, что «колоть» будут местные, но в моём присутствии.
На обратном пути меня поздравляли – стать свидетелем такой удачи: не каждый день шпионов берут. А как на него вышли? Вздох: «Мы же командированные. Поэтому во всём зависим от местных». Развернуть свою сеть осведомителей ни за три, ни за шесть месяцев невозможно. Да и за год не получится: недоверие к приезжим, особенно у сельских жителей, везде одинаково. И отношение к федералам везде обезличенное: либо сразу выходят на контакт, по принципу «мы же русские», либо… сливают информацию врагу. Просто звонок родне: когда и куда танки, куда вертолёты.
Мои соловьёвско-никоновские представления о том, что ненависть к России прямо связана с продвижением от востока к западу, бледнеют с каждым выездом, с каждым общением. Не знаю, как на Карпатах, но и здесь, на Луганщине, как просто пассивных «ждунов», так и активных вэсэушных наводчиков – для нас неожиданно! – не единицы.
Почему нам не рады? Ведь совершенно русские люди – и внешне, и по языку. Большинство с общим советским прошлым: что эта граница по улице Дружбы народов?.. Год назад, когда все верили в скорую победу над нацистами, здесь кто-то русским радовался искренне, кто-то улыбался из страха. Теперь неискренни почти все. Повторюсь, можно попытаться местных понять: русскими пугали десятки лет, родственники воюют с той стороны, безработица, застрявшие фронты. Вообще затянувшаяся война для мирного населения всегда и везде кошмар – война ужимает время жизни: прошлое, даже недавнее, не важно, а будущее… его нет. Выжить до рассвета, что-то поесть-попить дотемна, и всё, больше ничего нет, ничего не нужно – так нормальный мирный человек долго не тянет. Становится ненормальным. Военным.
Понять местных можно, а вот принять не получается. До сих пор несу в себе отжоги от ненавидящих взоров подростков: мы агрессоры, похитившие у них Европу. Чарівну Європу, казкову, бажану. На конфетку такие не разменяются, за путёвку на Чёрном море не изменятся. Это же какого труда потребует переформатирование их сознания, сколько любви и терпения нужно для изменения сложившегося до рефлексии чувства обманутости… А что наши? В Брянске, в Ростове, Челябинске, Красноярске?.. Сколько своих молодых россиян, верящих, что у них тоже отняли свободомыслие, ущемили либерализм, лишили той же Европы? Почти сорок лет для поколений СССР и РФ показывали солнце только на Западе. А что тут? В «Раше»? – глумливые мультики и бандитские фильмы, разлагающие книги и песни – святоотеческая богословская традиция среди других форм одержимости различает «чужебесие»: «любление всего чужого, с презрением отеческого». Ненависть к своей Родине – врождённый болезненный комплекс, особое психическое уродство, как сексопатология, и не поддаётся исправлению. Но вопрос: почему почти сорок лет только такие режиссёры допускались до постановок и съёмок, только таким певцам открывали сцены и клубы, почему только беснующихся писателей тиражировали и пиарили с кафедр? А теперь не только бывших украинских подростков, но и наших нужно как-то денацифицировать или … как сказать? Короче, возвращать в себя.
Снова выезд в Меловое. Теперь праздник у криминалистов: подозреваемый признался не только в шпионской, но и в диверсионной деятельности. Необходим сбор доказательств экспертами – опять обыск, но теперь в съёмном частном доме, где действительно припрятан и тротил с биоследами, и подлежащие «вскрытию» телефоны. Найдена и униформа, и атрибутика СБУ. И заброшенный в придорожную траву дистанционный взрыватель никто не подобрал.
Глава меловской администрации хорошо охраняется, поэтому мину кураторы приказали закрепить под автомобилем прокурора. Всё шло по плану, оставалось дождаться хозяина. В это время к прокурорским подъехали коллеги из луганского следственного отдела, так что теракт мог бы получиться не просто кровавым, но и информационно шумным. Но! «Среди нас кто-то молитвенник!» – взрыватель не сработал. Бывший пограничник обошёл заполненную людьми парковку и вторично нажал кнопку. Опять тишина.
Посмотреть на своего несостоявшегося убийцу подъехали те, кто толпился тогда возле заминированной машины. Подходили, смотрели молча, отходили. Вопрос задала адвокат: «Зачем? Не за пятьдесят же тысяч гривен?» Пограничник, наадреналиненный всеобщим вниманием, сегодня преобразился, и, расправив грудь, глядит прямо в видеокамеру: «А хотел доказать себе».
«Доказать себе»… вот же тварь дрожащая…
Источник: https://lgz.ru/author/dvortsov-vasiliy-vladimirovich/
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВЛЕНИЯ РОО «КУБАНСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО» ПРИСУЖДЕНО ЗВАНИЕ ЛАУРЕАТА ЖУРНАЛА «КРАСНОДАР ЛИТЕРАТУРНЫЙ»
ДЯДЯ КОЛЯ
Рассказ
С февраля на март, как это часто бывает в наших южных краях, на Кубани установились ясные и по-весеннему тёплые дни. Воздух наполнился неповторимым запахом отогревающихся после зимних холодов чернозёмов, а ярко-голубые небеса, в сочетании с абсолютно прозрачной земной атмосферой, открыли любопытному человеческому взору завораживающую своей таинственной красотой дальнюю горную панораму: к югу от Краснодара явственно проступили тёмные контуры невысокой гряды Западного Кавказа, а в их продолжение, в юго-восточном направлении, заманчивым миражом обозначились снежные вершины главного Кавказского хребта.
Ранняя весна побудила к жизни всё, что произрастало на этой благодатной земле: проклюнулись нежные ростки бурьянов, в клумбах и на лужайках распустились весенние первоцветы — подснежники и крокусы, а в степных лесополосах и в перелесках на свет Божий пробился главный весенний кладезь витаминов — дикий чеснок черемша. Разом поменялась и обыденная жизнь кубанцев: ожили машинные дворы и полевые станы; на колхозно-совхозные угодья дружно выдвинулись тракторы с подвесными плугами и сеялками; на подсохших полевых дорогах засновали грузовики с семенами и удобрениями. Весенний переполох охватил и кубанских домохозяек, дружно отправившихся в погреба для проверки готовности семенного картофеля, лука-севка, чеснока и всякого прочего, бескрайнего в своей номенклатуре весеннего посадочного материала к предстоящей садово-огородной страде. Таковым был и таким навсегда останется традиционный уклад жизни кубанцев, вне зависимости от того, где они обитают: на селе или в городских многоэтажках и частных подворьях.
А каково было нам, старшеклассникам, усидеть на уроках при такой-то благодати? Весна решительно вселяла в наши взрослеющие души пока ещё малознакомое, но очень уж притягательное стремление к свободе и любви. Нестерпимо хотелось забросить куда подальше портфели с учебниками и махнуть — ну, хотя бы на один денёк! — на природу: погреться на солнышке, погонять мяч на подсохшем футбольном поле, побродить по городскому парку с заметно похорошевшими одноклассницами, но… куда от неё, от школы этой, денешься? А тут ещё контрольная по алгебре, разом возвратившая наш девятый «Б» в строго размеренное математическое русло.
В классе стояла напряжённая тишина, и лишь со школьного стадиона, сквозь неплотно прикрытые окна доносились команды физрука: «Раз-два-три-четыре! Выше руки! Правой — левой, правой — левой!». Сосредоточив наши «застывшие за зиму мозги» на решении задач и составлении уравнений, учительница математики Нина Николаевна с высоты школьного третьего этажа задумчиво изучала серые и скучные после зимы пейзажи городской окраины: безлистные тополя, неприглядные частные подворья и чернеющие в паре километров от школы опытные поля научного сельхозинститута. Вместе с тем — а мы это знали точно! — она ни на секунду не оставляла нас без контроля, чтобы — боже упаси! — никто не вздумал общаться с соседом по парте, заглядывать в учебник и в чужие тетрадки или, того хуже, пользоваться заранее приготовленными шпаргалками. Да, у Нины Николаевны шибко не забалуешь! От пронзительного взгляда её чёрных, как принято говорить — цыганских глаз, невозможно было скрыть никакие, даже малейшие пробелы в познании математических наук. В отличие от других преподавателей, она обладала такой непостижимой для нас силой воздействия на своих учеников, что ни у кого даже в мыслях не возникало соблазна являться на её уроки с невыученным домашним заданием или во время урока прятаться за спины впереди сидящих одноклассников, чтобы она ненароком не вызвала к доске.
Строгих правил придерживалась Нина Николаевна и в своём внешнем облике. Её стройную, как у балерин из местного театра оперетты, фигуру подчёркивали длинные — чуть ли не до пят — и закрытые под горло платья, а коротко стриженные, такие же чёрные, как и глаза, волосы напоминали нам плакатные причёски пламенных комсомолок времён гражданской войны. В школе ходили слухи, что в жилах Нины Николаевны присутствует цыганская кровь, однако, если честно, нам до этого не было абсолютно никакого дела. В те времена — а на дворе стоял 1963 год — ни я, ни мои сверстники вовсе не «запаривались», кто из учеников, а тем более — учителей, к какой принадлежит национальности.
Мы буквально с пелёнок усвоили, что все советские люди — братья, товарищи и друзья, и общались между собой, не придавая особого значения тому, кто, где и кем родился. Причём, этот наш убеждённый интернационализм формировался не только пионерскими и комсомольскими организациями, а, в первую очередь, нашими отвоевавшими своё отцами. «На фронте, — рассказывали они, — где решался вопрос жизни или смерти страны и каждого из нас, мало кто задумывался о национальной принадлежности боевого товарища. Врага надо было одолеть любой ценой, хотя бы даже для того, чтобы вы, наши дети, потом счастливо жили. К тому же, смерть на войне не имела ни малейшей привычки различать, кто из бойцов и командиров Красной Армии русский, татарин, армянин, узбек или человек какого- либо иного роду-племени. Для неё все мы были одинаковы. И, слава Богу, что в тяжелейшие годы войны никто не заявлял себя более равным среди остальных равных друг другу народов. Иначе, погибель пришла бы всем, а им, врагам нашим, только того и надо было!».
А что касается Нины Николаевны, то мы её уважали и даже любили не только за прямоту характера и справедливость в оценке наших математических знаний, но и за удивительную способность вне школьных занятий преображаться из строгой учительницы в общительного, улыбчивого, искромётного остроумного человека.
Ближе к завершению урока в дверь постучались. Нина Николаевна вышла в коридор, с кем-то о чём-то перемолвилась и возвратилась обратно. Мы, естественно, тут же воспользовались этими драгоценными секундами, чтобы сверить с одноклассниками результаты решения контрольных задач, но она эти вольности пресекла на корню:
— Разговорчики прекратить! Всем работать! Времени осталось пятнадцать минут.
После звонка, возвестившего об окончании урока, она потребовала от дежурного по классу собрать тетради, а потом подозвала меня к себе:
— Тебе, Озеров, нужно срочно явиться к завучу Нине Васильевне. Все остальные могут отдыхать!
Странно, подумалось мне, с чего бы это вдруг к завучу, да ещё и «явиться»? Но, как говорил наш учитель химии и гражданской обороны, а в прошлом — майор Советской армии, приказы начальников не обсуждаются, а подлежат немедленному исполнению! Следуя этой формуле, я тут же отправился на второй этаж, где располагалась школьная администрация. Пока спускался по ступенькам лестницы, перебрал все возможные свои грехи и даже малозаметные погрешности последних дней, но в дурном поведении вроде бы замечен не был, субботний вечер старшеклассников я, как заведующий школьным радиоузлом, обеспечил без замечаний. По крайней мере, техника работала исправно, пластинки ставил те, какие рекомендовал наш школьный старший пионервожатый Слава Рублёв. Музыкальный репертуар тоже был обычным для того времени: песни в исполнении Леонида Утёсова, Марка Бернеса, Владимира Трошина, Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба», Иосифа Кобзона, Майи Кристалинской и других, популярных тогда советских исполнителей. Конечно, может возникнуть вопрос по поводу пластинки с записью английского ансамбля «Битлз», которую кто-то из старшеклассников «надыбал» на новороссийской барахолке и занёс мне в радиоузел с условием неукоснительной её сохранности, но… «битлаков» крутили тогда на всех городских танцплощадках, и никто никаких запретов на это не налагал.
Стучусь в дверь, приоткрываю её и заглядываю в кабинет, а Нина Васильевна нетерпеливо машет рукой — дескать, не тяни кота за хвост, заходи быстрее. Вслед за мной в кабинет, так же неуверенно и робко, протиснулся ученик девятого «А» Колька Соколов. В комнате находились наши учителя физики Борис Михайлович и Алла Николаевна, которая одновременно была и нашей «классручкой», а рядом с ними сидели ещё два совершенно незнакомых мне человека: один постарше, с крупной залысиной, профессорской бородкой и объёмным портфелем на коленях, а другой — худощавый очкарик — был намного моложе «профессора», с виду — лет двадцати пяти от роду.
— Садитесь, — указала нам Нина Васильевна на свободные стулья, — и внимательно слушайте. Я собрала вас, чтобы обсудить предложение пединститута о подготовке для школьных нужд двух-трёх специалистов по демонстрации кинофильмов или, как их называют, кинодемонстраторов. Оно, это предложение, очень важное и своевременное для школы, потому что мы недавно получили комплект киноустановки «Украина», предназначенной для демонстрации учебных фильмов, но использовать его, а тем более — получать в кинопрокате кинофильмы, не имеем права. Основная проблема в отсутствии у нас обученных и допущенных к этому специалистов. По существующим правилам, свидетельство о получении этой специальности могут получать и взрослые из числа учителей, и учащиеся старших классов, кому исполнилось шестнадцать лет. Всё ясно? — спросила она почему-то только нас с Николаем.
Мы дружно закивали головами в знак глубочайшего понимания этой, безусловно, очень актуальной для школы проблемы. «Хотя, — подумалось мне — при чём здесь я и какие-то там кинодемонстраторы? Но терпение, терпение и ещё раз терпение. Раз Нина Васильевна пригласила нас с Николаем к участию в этом разговоре, значит, так надо».
Между тем, завуч попросила мужчину с бородкой, которого представила в качестве доцента пединститута (надо же, как я угадал его профессорский статус!), более подробно изложить этот вопрос. Он встал, прокашлялся, будто собирался читать длинную лекцию, слегка погладил бородку и начал свою речь:
— Спасибо, Нина Васильевна, за предоставленное слово. Уважаемые коллеги (это значит, что и мы с Николаем его коллеги?!), в нашем институте с участием крайкинопроката разработана программа подготовки кинодемонстраторов для школ города. Мы имеем поручение и в вашей школе обучить этой профессии одного учителя и двух-трёх учеников старших классов. А теперь о сути вопроса, вынесенного на это совещание. Кто они такие — школьные кинодемонстраторы? Это лица, обладающие правом демонстрировать учебные и, даже, игровые художественные фильмы для учащихся школы с использованием принадлежащей ей киноустановки «Украина». А чтобы такое право получить, необходимо овладеть теоретическими знаниями по устройству и функционированию кинодемонстрационной аппаратуры, освоить навыки её эксплуатации, а также научиться бережно обращаться с киноплёнкой, чтобы не причинить фильмам вреда. Следует помнить, что кинофильмы — это государственное имущество, и вы этим имуществом должны пользоваться в соответствии с установленными правилами, — строго посмотрел он сначала на Нину Васильевну, а потом, как мне показалось, подозрительно прищурившись, на нас с Николаем, будто мы уже заранее виновны в варварском обращении с какой-то малопонятной нам киноплёнкой.
— На обучение вам отводится два месяца, из которых в течение двух недель вы будете проходить практику, а потом сдадите экзамен на право демонстрировать фильмы на 16-миллиметровой киноплёнке посредством киноустановки «Украина». Естественно, с вручением вам свидетельства, удостоверяющего то самое право, о котором я говорил выше. Уложиться в освоение программы нужно до середины мая, то есть, до того, как в институте начнётся весенняя сессия. Занятия с обучающимися — я так понимаю, что ими будут два присутствующих здесь школьника, а также кто-то из учителей физики — проведёт студент четвёртого курса физфака Андрей Никитин. Прошу любить и жаловать, — указал он на уважительно приподнявшегося студента. — Как правило, от школы ответственность за организацию обучения возлагается на преподавателей физики. Ну, с этим вы разберётесь сами. Да, чуть не упустил ещё один важный момент: с прохождением практики школа тоже должна сама определиться. Вы можете договориться об этом с местными клубами или домами культуры, в которых используются киноустановки «Украина». Вот, собственно, и всё, что я могу сказать в отведённое мне время.
Как раз в этот момент раздался звонок, возвестивший об окончании перемены. Нина Васильевна отправила нас с Николаем на занятия, предварительно спросив, готовы ли мы приступить к обучению. Естественно, никаких возражений с нашей стороны и быть не могло: предложение было пусть и неожиданным, но очень заманчивым. Если честно, мы о таком и мечтать не могли! Нам ещё никто никогда не предлагал освоить какую-нибудь, пусть даже самую завалящую профессию, а тут сразу — кинодемонстратор! Мы как-то даже возвысились в собственных глазах от такой заманчивой перспективы.
Занятия проводились два раза в неделю во внеурочное время. Мы изучали устройство киноустановки: лентопротяжной механизм, всякие разные барабаны и ролики, затворную планку, оптикоосветительные и звукочитающие приспособления, вникали в принцип действия фотоумножителя, усилителя и всяких прочих составных частей этой очень даже непростой техники. Никитин Андрей учил нас заправлять киноплёнку, обеспечивать сохранность её качества, производить замену предохранителей, проекционной и фоточитающей ламп, устранять иные мелкие неполадки.
Спустя полтора месяца — а это уже была вторая половина апреля — Борис Михайлович, осваивающий вместе с нами премудрости киношного дела, объявил о порядке прохождения практики.
— Тебе, Озеров, в субботу к 16 часам нужно прибыть в клуб витаминной фабрики. Там найдёшь заведующую, а она сведёт тебя с киномехаником. Ты, Соколов, будешь проходить практику в клубе табачной фабрики, куда должен явиться также в субботу, за час до киносеанса, то есть, к 18 часам. О графике прохождения практики договоритесь сами. Только имейте в виду, что таких практических занятий должно быть не менее четырёх за две недели. По итогам вам необходимо подготовить отчёты, подписать их вместе с киномеханиками и утвердить подписью заведующих клубами. С ними я обо всём договорился. Ко мне есть вопросы? Нет? Тогда, за дело!
* * *
Витаминная фабрика вместе с её клубом находилась неподалёку от нашей школы, среди густо расположенных за фабричной территорией личных домовладений. В прежние годы в этой части Краснодара существовал самостоятельный населённый пункт — село Калинино, но после войны, когда к нему вплотную подступились городские новостройки, село присоединили к городу, сохранив при этом за ним все атрибуты административной и культурной самостоятельности: сельский совет, отделение милиции, библиотеку. Уклад жизни здесь был скорее сельским, чем городским. Многие сельчане трудились в пригородных совхозах, учхозах и прочих сельскохозяйственных предприятиях агрономами, зоотехниками, механизаторами, рабочими животноводческих ферм и овощеводческих бригад. Домовладения в основной своей массе были старой, ещё довоенной, а то и дореволюционной постройки, но встречались и новые, возведённые в послевоенный период. А так как жители этой городской окраины в большинстве своём и во все времена — и царские, и при советской власти — жили не шибко богато, то и жилища они возводили из наиболее дешёвого, подручного материала, прежде всего из самана. По этой причине и вид их был соответствующим: в основном это были обычные хаты с крышами, покрытыми шифером, в редких случаях — кровельным железом, а то и камышом. В ту пору на территории села не строили многоэтажек, не разбивали парков и скверов, таких, как в центральной части города, зато здешние окраинные улицы и переулки были такими же тихими и уютными, как в кубанских станицах.
В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов прошлого столетия мы, по сути своей полу- сельские-полугородские дети, особенно те, кто до переезда в Краснодар проживал в станицах и на хуторах, хорошо знали, как и из чего возводится это простецкое жильё. Обычно хаты строили всем гуртом: завозили глину, солому, наполняли водой большие бочки. Потом с помощью родичей, сватьёв-кумовьёв, соседей и друзей отсыпали на ровной площадке толстый слой глины в форме круга диаметром метров в двадцать, а то и более, в зависимости от размера будущего дома и количества хозяйственных построек. Это рукотворное глинище обильно заливали водой, чтобы оно до наступления следующего дня основательно раскисло. С утра засыпали мелко нарубленной соломой, добавляли навоз, песок и тщательно месили: кто собственными ногами, а кто — гонял по замесу лошадей.
Для нас, пацанов, было высшей честью месить глину верхом на конях. Мы пришпоривали их голыми пятками, подгоняли хворостинами и наездничали до той поры, пока не разбивали свои худосочные попы о конскую хребтину. После того, как замес был готов, подросткам поручалось ещё одно не менее важное дело — тщательно отмыть у коней густо заляпанные глиной ноги, брюхо и хвосты! Лучше, конечно, мыть лошадей в речке или в каком-нибудь ином местном водоёме, а заодно и самим искупаться, но это уж от нас не зависело.
В это время взрослые формовали из крутого замеса увесистые саманные кирпичины и оставляли их для сушки на солнцепёке, а чтобы те не растрескивались от жаркого солнца, несколько раз в день их смачивали водой. После того, как саман высыхал и обретал прочность, приступали к возведению стен будущего жилища.
Строили быстро, в течение одного-двух месяцев, пока сохранялась сухая и тёплая погода. И вот, ближе к осени, на земельном участке уже красовалась аккуратно обмазанная глиной, просохшая изнутри и снаружи хата с обычной двускатной крышей! Оставалось установить окна и двери, настелить полы, побелить внутренние и наружные стены, навесить ставни и покрасить их в синий или зелёный цвет — это уж на вкус хозяев. Рядом с домом, под лёгким навесом, складывали из кирпича летнюю плиту, а поодаль, ближе к краю участка, возводили сараи, курятники, свинарники и всякие прочие хозяйственные «заведения», призванные сопровождать человека в течение всей его последующей жизни. Тем же гуртом, нередко вскладчину по принципу «кто чем богат», справляли входины: варили борщ или наваристый куриный суп с домашней лапшой; готовили мясные блюда; пекли пироги; доставали из запасников всякие разные соления; на стол ставили водку и вино, а чаще — сваренный тайком (не дай Бог, участковый вызнает!) самогон из свеклы и прочей, способной бродить фруктово-ягодной смеси, какой на юге «хоть пруд пруди». Но, даже если стол накрывали всем «колхозом», за хозяином непременно оставалась обязанность гостей приветить, щедро накормить и напоить, а, если понадобится, то и спать уложить, ежели кто не в силах самостоятельно добраться до своего дома. А песни попеть и гопака под баян сплясать — это, как говорится, сам Бог велит!
Со временем наша городская окраина стала приобретать всё более и более основательный вид: через пятнадцать-двадцать лет после войны у людей появилось больше возможностей возводить совсем другие — крепкие, долговечные и более просторные кирпичные дома или обкладывать кирпичом саманные домики, продлевая тем самым их жизнь ещё на несколько десятков лет. А тут ещё тогдашний «вождь» страны Никита Хрущёв затеял сокращение армии, и сотни тысяч отставников, большинство из которых — ветераны войны, потянулись на постоянное место жительства в тёплые края — на Дон, Кубань и в Ставрополье, где получали земельные наделы и строили дома. Как раз те, кирпичные. С наступлением осени в новых подворьях, а также за межой, вдоль уличных тротуаров, новосёлы высаживали фруктовые деревья, кусты сирени, жасмина и ягод, разбивали цветники. Спустя три-четыре года, район новой застройки превращался в единый большой фруктово-ягодный сад, щедро облагороженный палисадниками из роз, хризантем, георгин и множества других, радующих глаз цветов. Так уж было заведено на Кубани (чему следовал и приезжий люд) — каждый квадратный метр матушки- землицы должен быть обработан, засажен и засеян так, чтобы подворье радовало своей ухоженностью не только хозяев и соседей, но и любого другого, проходившего мимо подворья человека. А те, ревностно взирая на такую рукотворную благодать, стремились превратить свой двор в не менее роскошный садово-цветочный рай. Кто скажет, что такое ревностное отношение к образцовому содержанию личного приусадебного участка не является двигателем человеческого прогресса? Где-где, а на Кубани точно является!
Кстати, летом того же 1963 года, после долгих хождений отца по всяким комиссиям, исполкомам, проектным и архитектурным бюро, ему выдали наконец-то разрешение на пристройку к нашему небольшому саманному домику и позволили обложить его глиняные стены кирпичом. Для нас оно, это «высокое» решение районных властей, было равнозначно акту величайшего социального милосердия: тридцать шесть квадратных метров, приходившихся на пятерых членов семьи, дозволили расширить до пятидесяти четырёх квадратов! А что поделаешь? Так тогда боролись с капиталистическими пережитками, которые выражались в стремлении «некоторой части советских граждан к обогащению и роскоши». Это я — ради прояснения тогдашней социальной ситуации, которая нынче, при диком капитализме, обрела свою полную противоположность. В условиях гигантской пропасти между богатством и бедностью больше прав и возможностей оказалось у тех, кто обладает большими деньгами и ещё — властью. Остальным — шиш с маслом. Социалистическое бесплатное жильё закончилось, так что, выкручивайтесь, граждане-товарищи, с личными квадратными метрами самостоятельно. Как говорится, с чем боролись, на то и напоролись! Но тогда, в начале шестидесятых, мы ещё не догадывались, что ожидает нас, наших будущих детей и внуков, через какие-то сорок-пятьдесят лет. Теперь та уютная и милая нашему сердцу городская окраина изменилась до уровня архитектурной абракадабры, смешавшей в кучу огромные многоэтажки, роскошные дома «новых русских» и доживающие свой век скромные хаты из нашего послевоенного детства. Канула в вечность и та витаминная фабрика вместе с её клубом.
Много лет спустя, уже в «московские» свои годы, я, будучи в состоянии неодолимой тоски по Кубани, посвятил тогдашнему облику нашей краснодарской окраины стихотворение:
Пусть кто-то любит суету Арбата, им по Тверской пройти — нет выше дара,
а я навеки покорён когда-то уютным обликом окраин Краснодара.
Где по станичному побеленные хаты, вдоль дворов фруктовые сады, тополя, как стройные солдаты, в палисадниках роскошные цветы.
Там шаг один — и ты уж в чистом поле, в пшенице золотой по пояс.
Какой простор, какая воля! — ликует в небе жаворонка голос.
Здесь каждый по прописке горожанин, в душе — станичник и казак лихой.
А впрочем, и москвич, и парижанин не скажут, что их край плохой.
Живу в Москве, ценю красу Арбата
и ширь Тверской… без ощущенья дара.
Ведь я навеки покорён когда-то станичным обликом окраин Краснодара.
* * *
Именно через такой буйно цветущий сад, в сопровождении художественного посвистывания и пощёлкивания окрестных скворцов шёл я тогда, в середине кубанской весны, на первую в своей жизни производственную практику. Основательно разогретый воздух был щедро напоен тончайшим ароматом цветущих деревьев и кустарников: вишен, черешен, яблонь, груш и распускающейся сирени. Разве можно сравнить этот воистину божественный период пробуждения южной природы с каким- либо иным временем года? Нет, конечно! Моё весеннее настроение дополнялось буквально засевшей в моей голове песенкой «Весна идёт» из кинофильма, которую утром передавали по радио. Исполняла её народная артистка СССР Любовь Орлова:
Весенний шмель гудит весеннюю тревогу.
Кричат задорные весенние скворцы.
Кричат скворцы во все концы:
«Весна идёт! Весне дорогу!».
На подходе к зданию фабричного клуба, представлявшего собой одноэтажное кирпичное строение, внешне напоминающее скорее складское помещение, чем заведение культуры, моё лирическое настроение стремительно переменилось на деловой лад. Перед входом в клуб под стеклом витрины висела аккуратно нарисованная афиша: «13 апреля с.г. смотрите художественный фильм «Королева бензоколонки». Начало сеанса в 18.30. Цена билетов: для взрослых — 40 коп., для детей — 20 коп.».
«Зато для меня сегодня фильм будет бесплатным, — согрела душу приятная мысль. — Вот что значит приобщиться к кинематографу!»
Входная дверь в клуб была открыта. Я вошёл в вестибюль, в котором с одной стороны располагалась касса, а с другой — находилась дверь с табличкой «Заведующий клубом». Ещё одна дверь — широкая, двустворчатая — вела в зрительный зал. Она была приоткрыта. Из глубины зала доносилось женское пение в сопровождении баяна:
Ти ж мене пiдманула,
Ти ж мене пiдвела,
Ти ж мене молодого
З ума-разуму звела!
Исполнительниц остановил громкий женский голос:
— Стоп! Стоп! Не торопитесь, слушайте музыку! Иван Петрович, возьмите тональность на октаву ниже.
Узрев невесть откуда возникшего чужака, обладательница командного голоса повернулась в мою сторону и недовольно спросила:
— А вы, юноша, по какому вопросу?
— Я из школы. Мне сказано: прибыть к заведующей клубом для прохождения практики у киномеханика.
— Ах, да! Мне звонила Нина Васильевна, и Борис Михайлович, физик ваш, приходил по этому вопросу. Прошу продолжать репетицию под руководством Ивана Петровича, — сказала она стоявшим на сцене женщинам, одетым в нарядные украинские платья с расшитыми передниками, — а я пока позанимаюсь с молодым человеком.
Иди за мной, — скомандовала заведующая и направилась в сторону своего кабинета, который представлял собой небольшую комнату с рабочим столом, заваленным какими-то книжками, брошюрами, плакатами. Вдоль стен стояли два книжных шкафа и несколько стульев. Заведующая села на своё рабочее место, а мне велела взять стул и присесть поближе к столу.
— Как тебя зовут?
— Виктор. А фамилия — Озеров.
— Понятно. Значит, слушай меня, Виктор, внимательно и запоминай. У нас в клубе существуют жёсткие требования по части пожарной безопасности. Особенно это касается киноаппаратной. Тебя об этих правилах подробно проинструктирует Николай Александрович, наш киномеханик. Две недели практики — срок небольшой, к тому же ты не являешься нашим штатным работником, поэтому оформлять специальный допуск не будем, но порядок ты должен соблюдать неукоснительно. Понял? — она строго посмотрела на меня и, получив заверение твёрдо соблюдать установленные в клубе правила, сказала: — Тогда идём в киноаппаратную.
Мы вышли из помещения и направились к наружной металлической лестнице, которая располагалась в самом конце здания. По ней поднялись на небольшую площадку с дверью, на которой была прикреплена табличка «Посторонним вход строго запрещён».
Заведующая постучала. Через некоторое время щёлкнула задвижка, и перед нами возник невысокий, слегка седоватый мужчина худощавого телосложения, одетый в клетчатую рубашку с засученными рукавами и в изрядно поношенные армейские штаны. На лице с правой стороны был заметен шрам от уха и почти до подбородка. За спиной киномеханика, в нешироком, но длинном коридоре стоял прислонённый к стене велосипед, а за ним — вешалка для одежды и стол с металлическими коробками, предназначенными для перевозки и хранения кинофильмов. Справа, через открытую дверь просматривалась комната киноаппаратной.
— А вот и наш киномеханик Николай. Для тебя, он, скорее всего, дядя Коля или Николай Александрович. Это уж как тебе понравится. А это, — обратилась она к киномеханику, — твой практикант Виктор из нашей соседней школы, о котором я тебе говорила.
Киномеханик посмотрел на меня изучающим взглядом и, видимо, не обнаружив ничего такого, что могло бы его насторожить, а может, даже расстроить, улыбнулся и протянул руку:
— Приветствую молодую смену! Ну что ж, будем считать, что в нашем полку прибыло! Разные у меня бывали практиканты, но вот чтобы школьник — это в первый раз. Давай тогда, товарищ Виктор, сразу займёмся делом.
Заведующая клубом, пожелав нам успехов, ушла, и я остался один на один с человеком, которого видел впервые в жизни.
— Для начала, как положено, представься, — велел мне дядя Коля. — В каком классе учишься?
— В девятом.
— А лет тебе сколько?
— В январе исполнилось шестнадцать.
— Вполне солидный человек. Я в твоём возрасте тоже учился в девятом классе, да война всё сломала.
Он посмотрел на меня так, словно хотел разглядеть во мне самого себя, шестнадцатилетнего.
— А ты не напрягайся, это я так, к слову. Привычка у меня такая — всех по себе мерить.
И тут же переключился на деловую тему:
— Комплект киноустановки «Украина» тебе, как я понимаю, знаком?
— Да, в школе такой же. Теоретическую часть мы прошли и даже немного попрактиковались на нашем аппарате.
— Такой-то он такой, да не совсем: ваш школьный кинопроектор «Украина-4» рассчитан на демонстрацию фильмов в небольших помещениях вроде классной комнаты, а этот — более мощный, стационарный. Но устройство его и принцип работы, в общем-то, такие же. Ты пока осмотрись, познакомься с аппаратной, а я достану бобины с киножурналом и художественным фильмом. Будем готовить их к сеансу.
Киноаппаратная представляла собой довольно просторную комнату без окон, а потому — с искусственным освещением, но выглядела она вовсе не тесным закутком, вроде комнатушки нашего школьного радиоузла, а очень даже уютным и рационально обустроенным помещением. В стене, смежной со зрительным залом, имелись — как это положено в любом кинотеатре — четыре квадратных окошка: два — для демонстрации фильмов, а ещё два, рядом с ними и чуточку пониже, предназначались, как я понимаю, для контроля качества изображения и его корректировки. Разница лишь в том, что прежде, в кинотеатрах, я видел такие окошки со стороны зрительного зала, а теперь — из киноаппаратной. Вдоль стены — слева от входа — был установлен массивный стол с привинченным к нему перематывающим устройством и приспособлением для склеивания киноплёнки. Здесь же лежали стопкой чистые листы ватмана, стояли баночки с красками, кисточками и карандашами для рисования, графин с водой, пара стаканов и настольная лампа с тканевым абажуром. К столу были придвинуты два стареньких, окрашенных в жёлтый цвет стула, на спинках которых висела мужская одежда: рубашка, брюки и вельветовая куртка. Над столом в большой деревянной рамке красовалась киноафиша с изображением персонажей фильма «Кубанские казаки»: казаков в кубанках, военных кителях и в черкесках с орденами и медалями, а рядом с ними — казачек, одетых в нарядные цветастые блузки с накинутыми поверх праздничными платками. У противоположной стены, во всю её длину, располагался стеллаж с инструментом, какими-то проводами, приборами, запасными частями к киноустановке и прочей технической утварью. К моему удивлению, кинопроектор оказался в единственном экземпляре, а это означало, что процесс демонстрации кинофильма нужно каждый раз прерывать для смены бобины и заправки новой плёнки.
— Ну, и как тебе моё хозяйство? — поинтересовался киномеханик, который между делом внимательно наблюдал за процессом моего ознакомления с его рабочими «апартаментами».
— Очень интересно. Я ведь никогда ещё в киноаппаратных не был.
— Ну и хорошо. Теперь, считай, побывал. Когда-то ведь надо начинать бывать, — пошутил дядя Коля и спросил: — Как говорил на фронте наш замполит, какие у товарищей бойцов имеются вопросы или замечания?
Я немного опешил, даже смутился от такой манеры разговора: кто я такой, чтобы оценивать то, в чём пока мало разбираюсь? Но всё-таки решился:
— Единственное, что мне непонятно, — почему у вас только один кинопроектор? Получается, что в течение сеанса его нужно несколько раз перезапускать.
— Молодец. Заметил, значит, этот недостаток. К сожалению, нашему клубу вторая киноустановка не положена «по штату». А что касается зрителя, так он у нас местный, уже привыкший к манипуляциям со сменой бобин. Ладно, с этим мы разобрались, а теперь давай приступать к работе с киноплёнкой. Я имею привычку всегда её предварительно перематывать и просматривать. Знаешь, в нашем деле всякое случается: запускаешь фильм, а плёнка оказывается повреждённой или плохо склеенной в месте прежнего разрыва. А теперь представь себе, что сеанс ни с того ни с сего прерывается, да не на тридцать секунд, положенных для смены бобины, а на две-три минуты, чтобы склеить киноплёнку и вновь запустить кинопроектор. Что в таком случае делают зрители?
— Свистят, — смущённо, а потому с неуверенностью в голосе отвечаю киномеханику.
— Правильно. Только не свистят, а освистывают. А ещё кричат: «Сапожник! На мыло!». Ты ведь киномехаником хочешь стать, а не сапожником? — шутливо подначил меня дядя Коля и сам же ответил: — Конечно, не хочешь. А потому нужно стремиться овладеть этим ремеслом, как, впрочем, и любым другим, в совершенстве. Глядишь, пригодится в жизни так же, как мне когда-то пригодилось. После окончания войны, когда наш отдельный полк вывели в место постоянной дислокации, и у нас наладилась работа полкового клуба, начальник политотдела отрядил меня в помощь приезжим киномеханикам, чтобы я освоил эту премудрость. А после демобилизации ничего другого выбирать не стал: сразу пошёл на курсы киномехаников, после окончания которых работал в сельском клубе, а теперь здесь, при витаминной фабрике. А потом и кинотехникум заочно окончил. Зарплаты наши, к сожалению, не великие, но я на полставки ещё и художник-оформитель. Да и живу неподалёку отсюда, что меня тоже устраивает. Работа наша заканчивается поздно, и добираться домой из городских кинотеатров мне не с руки.
Дядя Коля взял одну из лежавших на столе бобин — малую 120-метровую с киножурналом, достал со стеллажа такую же пустую и протянул их мне.
— Надеюсь, тебя учили перематывать плёнку? Давай, устанавливай бобины. Теперь закрепляй край пленки вот здесь, на оси пустой бобины. Всегда помни, что плёнка для демонстрации фильма должна быть эмульсией кверху, а потому после проверки, мы её перемотаем обратно в начало и заправим в кинопроектор. Начинай вращать ручку перемотки, а я буду следить за состоянием плёнки.
Я добросовестно исполнил команду, но, видимо, слишком поторопился, потому что киномеханик потребовал снизить обороты.
— Работай быстро, но не торопясь. За нами никто не гонится. Тем более, что спешить пока некуда — до сеанса ещё целый час.
Когда до начала демонстрации фильма оставалось минут пятнадцать, я посмотрел в смотровое окошко. Сверху, из киноаппаратной, можно было наблюдать, как зрители активно размещаются в зале, постукивая откидными сиденьями прикреплённых к полу деревянных стульев, о чём-то друг с другом разговаривают, некоторые пересаживаются на другие, видимо, более удобные места. Дядя Коля меня окликнул, подозвал к кинопроектору и попросил подать бобину с киножурналом «По Дону и Кубани».
— Я сейчас заправлю плёнку, а ты внимательно наблюдай. Времени на это отвожу не более двадцати секунд.
Он установил бобину на сматывающий кронштейн, отмотал с неё около метра плёнки, стремительным движением пальцев накинул её на верхние зубчатые барабаны, пропустил через ролики, потом, оставив верхнюю петлю, вложил в фильмовый канал, защёлкнул объективодержатель, сделал нижнюю петлю и, через звуковой барабан, а также другие, обеспечивающие движение киноплёнки барабаны и ролики, вывел оставшуюся часть плёнки на приёмную бобину. И всё это было проделано с такой невероятной скоростью, я бы даже сказал — изящностью циркового фокусника, что у меня, в буквальном смысле слова, челюсть отвисла! И так продолжалось при каждой смене частей фильма.
После завершения киносеанса мы перемотали киноплёнку в начальное положение, подготовив таким образом фильм и киножурнал для сдачи в кинопрокат, выключили аппаратуру, погасили свет и отправились каждый в свою сторону: я — пешим ходом в сторону своего дома, а дядя Коля – на велосипеде, в соседний с витаминной фабрикой пригородный посёлок, где он проживал со своей семьёй. Настроение моё было не просто прекрасным, а, можно сказать, возвысившимся до уровня ярко светившейся в небесах луны. Душу распирало чувство гордости за то, что мне выпало счастье соприкоснуться с неведомым прежде интересным делом и с не менее интересным человеком, который отнёсся ко мне, девятикласснику, вполне по-взрослому, как к своему верному и надёжному помощнику.
Одна лишь встреча, а сколько поводов для осмысления его советов и рекомендаций! Взять хотя бы требование дяди Коли работать быстро, но не торопясь. Как вообще такое возможно, чтобы человек работал быстро, но при этом никуда не торопился? Понять умом смысл этого словосочетания я был не в силах. Допустим, мама мне говорит: «Что тянешь с подготовкой домашнего задания? Смотри сколько уже времени! Делай быстрее!». Или наоборот: «Куда ты вечно торопишься? Сначала подумай, а потом пиши!», — тут всё чётко и понятно. А вот чтобы быстро, но не торопясь… Ладно, подумаю на досуге.
Практику отработал, как и положено, за несколько суббот и воскресений, включая майские праздники. И прошла она с таким интересом и с такой пользой, каких я прежде не испытывал. В очередную после Первомая субботу мы — Борис Григорьевич, я и Коля Соколов — успешно сдали экзамены и получили свидетельства кинодемонстратора. Естественно, первыми, кому я сообщил об этом событии, были мои родители. Выслушав их поздравления и наспех проглотив приготовленный бабушкой обед, я отправился в клуб фабрики, где как раз в этот день в рамках городского кинофестиваля, посвященного празднованию дня Победы, должен был демонстрироваться какой-то фильм на военную тему. Сначала решил доложиться об успехах заведующей клубом, но её на месте не оказалось, зато дядя Коля был на посту. Встретились так, будто и не расставались вовсе: лицо киномеханика расцвело в приветливой улыбке, моё — тоже. Дядя Коля приостановил подготовку фильма к сеансу и, поздоровавшись со мной, поинтересовался:
— Что, студент, доложишь? По твоему довольному виду похоже, что экзамен сдал и «корочки» получил?
— Да, дядя Коля, получил. Вот они, «корочки» эти, — протягиваю ему неказистый с виду, но такой драгоценный для меня документ. Он внимательно изучил запись о присвоении мне квалификации кинодемонстратора, подпись руководителя экзаменационной комиссии, печать, дату выдачи и возвратил свидетельство обратно.
— Всё чин-чинарём, — с уважением и даже радостью в голосе оценил он моё достижение. — Не зря мы с тобой потрудились. Главная, конечно, заслуга твоя, но и мне приятно. Поздравляю с победой! Пусть их в твоей жизни будет побольше. Ты сегодня как, — перешёл он на деловой тон, — поработаешь или пойдёшь домой? Казак ты вольный, а помощник — добровольный! Вишь, как складно у меня получилось! Решай сам.
— Спасибо, дядя Коля, за поздравление и за науку. Я сегодня поработаю с вами. Родителей предупредил, что приду поздно.
— Тогда, в честь такого события, давай меняться ролями: ты будешь фильм демонстрировать — «Иваново детство» называется, а я поработаю твоим помощником. Идёт?
Предложение его было неожиданным и очень даже для меня ответственным. Вместе с тем дрожи в коленях оно не вызвало, а, наоборот, вселило уверенность, что я своего киношного учителя не подведу. Пока я исполнял роль киномеханика, дядя Коля, примостившись на стуле у смотрового окошка, целиком погрузился в просмотр фильма и подходил ко мне для подстраховки лишь при очередной смене бобины. Было видно, что кинофильм «Иваново детство» о драматической судьбе подростка, потерявшего на войне родителей и ставшего разведчиком, вызвал у него какие-то особые, мне неведомые внутренние переживания.
После завершения сеанса он, как это часто случается у людей, резко пробудившихся от глубокого сна, окинул отрешённым взглядом аппаратную, с минуту посидел неподвижно, а потом, поднявшись со стула, подошёл ко мне в тот момент, когда я, выключив кинопроектор, снимал приёмную бобину, чтобы приступить к обратной перемотке плёнки. Дядя Коля забрал её из моих рук, положил на стол и сказал:
— Давай «пять». Спасибо тебе. Молодец! А теперь предлагаю сделать небольшой перерыв и чуток посидеть в тишине и покое.
Он налил из графина полный стакан воды, выпил её залпом, после чего, тяжко вздохнув, вновь опустился на стул. Я тоже был не прочь посидеть десяток минут после более чем двухчасовой работы на ногах и с удовольствием последовал его примеру.
— Страшная эта штука — война, — после небольшой паузы произнёс киномеханик. — Сколько жизней сгубила и сколько судеб перековеркала, как у того Ивана из кино. Если разобраться, то детства — в довоенном понимании этого слова — у нашего поколения как будто и не было вовсе. Всё война испоганила. Вы счастливые, что не познали этой беды, и дай-то Бог, чтобы она, проклятая, нас больше никогда не цепляла. Я тебе, кажется, как-то говорил, что в твоём возрасте тоже учился в девятом классе. А вот в десятый идти не пришлось: как раз в канун учебного года — в августе сорок второго, в Краснодар, а значит и в наше село Калинино, пришли немцы. В здании школы — ты её знаешь, она и сейчас действует, и в ней учатся мои дети: сын в шестом классе, а дочка — в четвёртом, немцы развернули штаб, потому ни о какой учёбе и речи быть не могло. Да и учить нас некому было: учителя — кто на фронте, а кто скрылся куда подальше. Всех нас, тогдашних женщин, стариков и детей, понять можно было. В городе свирепствовали гестаповцы: устраивали облавы, множество люду расстреляли и уничтожили в «душегубках», а таких как я — угоняли в Германию. Нам с матерью повезло, что жили на самом краю села, и хата наша была маленькой, перекособоченной, можно сказать — бедняцкой. Потому, видимо, постояльцев к нам — немецких или румынских солдат — не стали размещать. К тому же мама категорически запретила мне выходить в дневное время за пределы двора, говорила: «Хватит, что на отца пришла похоронка (он погиб в боях под Москвой в ноябре 1941 года), так ещё и ты, не дай Бог, сгинешь и вовсе оставишь меня одну-одинёшеньку, а я такого не переживу».
— Я у них один был, — уточнил дядя Коля и продолжил: — В общем, пережили мы кое-как полгода оккупации, а когда пришли наши и в городе заработал военкомат, я, тайком от мамы, пошёл проситься в армию. Меня, как полагается, поставили на учёт и потребовали закончить до января месяца десятый класс — то есть до того, как мне исполнится восемнадцать лет — и тогда, в начале сорок четвёртого, они меня призовут в армию.
Время пролетело быстро. Учиться мы начали в апреле, а учёбу совмещали с работой в местном колхозе. Если честно, больше работали, чем учились. Тогда армия остро нуждалась в продовольствии, а потому работать на полях и фермах приходилось всем, кто мог это делать — и взрослым, и детям. Экзамены сдал экстерном, получил аттестат зрелости, а в феврале сорок четвёртого уже был в Красной армии на ускоренных курсах младшего комсостава войск НКВД в Ростове-на-Дону. Первое боевое крещение принял в июне 1944 года на юге Украины. Этот шрам оттуда, — указал дядя Коля на правую щеку. — Ещё сантиметр и пуля разнесла бы голову на кусочки.
Главная задача нашего полка состояла в зачистке освобождённых территорий от остатков немецких, румынских, венгерских и других германских союзников, а также от бандеровцев. Участвовали и в общевойсковых наступательных операциях. После взятия Вены я состоял в личной охране маршала Василевского. К чему всё это рассказываю? Помнишь, ещё вначале, когда ты пришёл на практику, я тебе сказал: «Делай быстро, но не торопясь»?
— Да, я это запомнил. А ещё вы говорили то же самое, когда я заправлял плёнку в кинопроектор.
— Хорошо, что не забыл. И не забывай никогда. Так вот, наш командир курсов — тех, ростовских — немолодой уже полковник, отвоевавший своё в первую мировую, в гражданскую и эту войну, наставлял: «Сынки, в бою вы всегда должны действовать быстро, но без суеты и ненужной торопливости. Вот допустим, фрицы идут в наступление на твою огневую позицию. Патроны в обойме закончились, а перезаряжать оружие времени нет: враг в считанных метрах от тебя. Как ты должен поступить? Быстро сменить позицию не удастся — убьют наверняка. Значит, выход один — применить гранату, которая в бою всегда должна быть при тебе. Прошу это запомнить раз и навсегда и требовать от командиров, чтобы вас обеспечивали этим эффективным видом оружия. Причём, желательно, чтобы граната при вас была не одна. Итак, ты мгновенно приводишь гранату в боевое состояние и, если ситуация позволяет, бросаешь её в сторону врага, но только не куда попадя, а прицельно, наверняка, так, чтобы часть врагов ты сразил насмерть или ранил, а других — тех, кого осколки не достали, как минимум оторопь взяла. И пока они, враги твои, очухаются, быстро приводи в боевую готовность стрелковое оружие и продолжай бой или успей под эту «сурдинку» сменить позицию. Поняли? В бою, как и в жизни, действовать надо быстро, но без спешки, не торопясь! Повторяю: действовать быстро, но не торопясь!
Приведу пример из мирной жизни. Допустим, ты человек холостой (для женатых — это уже другая тема) и тебе приглянулась симпатичная барышня. Что нужно делать без малейшего промедления? Заинтересовать её своей персоной, расположить к себе так, чтобы она никого иного кроме тебя не наблюдала. Но ты же не поведёшь её сразу под венец? Конечно, нет. Торопиться в этом деле нельзя, потому что ни к чему хорошему поспешность такая не приведёт. К этой барышне ещё нужно присмотреться, изучить её получше, а она — тебя. Да и любовь должна возникнуть обоюдная, а иначе никакая семья не сложится. Что это означает? А вот то и означает, что торопиться в таком деле никак нельзя, потому что, как известно, кто поспешит, тот людей насмешит. И когда всё срастётся, вот тогда и под венец её, голубушку, веди. Но такие манёвры пригодны для мирных времён, когда жизни твоей ничто не угрожает, а в бою, товарищи мои дорогие, промедление, как и суетливая поспешность, могут довести вас до верной погибели».
Дядя Коля рассказывал с таким душевным переживанием, так старался передать интонации и жесты своего командира, что каждое его слово западало в душу, и мне нестерпимо хотелось дальнейшего продолжения рассказа человека, попавшего на фронт в возрасте всего лишь на полтора года большем, чем мой нынешний. Я почувствовал, как исчезли возрастные границы между нами: им — человеком взрослым, годившемся мне в отцы, и мною — шестнадцатилетним подростком, появившимся на свет уже после войны, в семье таких же, как дядя Коля, фронтовиков. Только мой отец был лет на семь его постарше и войну закончил в звании капитана, но это абсолютно ничего не меняло: для меня они оба были великими воинами и победителями.
Дядя Коля будто услыхал мои мысли:
— Совету того полковника, начальника наших курсов, я придерживался все три года выпавшей мне войны. Да и в мирной жизни эта его рекомендация не утрачивает своего значения.
Тут во мне мгновенно сработала математическая «школа» Нины Николаевны Михай:
— Дядя Коля, а почему вы говорите, что воевали три года, если на фронт попали в сорок четвёртом? Война ведь закончилась в мае сорок пятого! Получается, что вам ещё целых два года пришлось воевать?
— Здесь всё просто. Я ведь служил в войсках НКВД, и наш полк, вскоре после взятия Вены, перебросили сначала на Западную Украину, на борьбу с недобитыми бандеровцами, а потом — в Латвию, где действовали «лесные братья», — ихнее националистическое подполье. Причём, эта война была нисколько не менее жестокой, чем с немцами, а может, и ещё опаснее: на фронте понятно — кто друг, а кто враг, а тут всё гораздо сложнее, потому что днём он мирный советский гражданин, а ночью в составе банды, участвует в налётах на семьи советских активистов, на милиционеров, военнослужащих. Жестокости они все, особенно бандеровцы, были беспредельной! Если, к примеру, нападение совершалось на семью председателя сельсовета, то расстреливали или вырезали всех — и старых, и малых. Даже живность ихнюю истребляли: скотину, кошек, собак, птицу. Конечно, основная часть населения бандеровцам и «лесным братьям» не сочувствовала — война всем порядком осточертела — но многие их опасались, помнили, сколько беды они натворили в военные годы. А сброд там был разношёрстный. Если на Украине приходилось иметь дело в основном с недобитыми бандеровцами — ОУНовца- ми, то в Латвии — с бывшими литовскими эсэсовцами, с теми же примкнувшими к ним «западенцами» с Украины и даже с польскими националистами. А управляли ими англичане — мы это точно знали. Так что навоевались мы с ними вволю.
Дядя Коля внимательно посмотрел на меня, словно желал удостовериться, интересны ли мне его воспоминания о военных временах, потом глянул на часы, и, решив видимо, что время ещё терпит, продолжил:
— Не поверишь, но даже в день демобилизации, когда мы, уже вольные люди, сидели в кузове грузовика, чтобы ехать на вокзал, а оттуда — по домам, нам пришлось вступить в бой. В последний мой бой на той войне. Дело было утром. Глядим, бежит к нашей машине начальник штаба, отзывает в сторону полковника Лазарева, командира полка, и о чём-то ему докладывает. Полковник даже в лице изменился, напрягся весь. Что-то сказал начальнику штаба, после чего тот побежал назад, а сам подошёл к нашему грузовику.
— Братцы, вы простите меня: приказывать уже не имею права, а просить по-человечески могу. Разведчики обнаружили место базирования банды пана Левандовского, за которой мы с вами гоняемся уже полгода. Надо срочно выступать. А что я буду делать с необстрелянной молодёжью? Прошу вас получить оружие, экипировку и приготовиться к переброске в район базирования банды. Кто не хочет, обижаться не буду — вы теперь люди вольные. Добровольцам времени на сбор сорок минут.
Спустя некоторое время мы, все как один, сидели в кузове той же самой машины, но уже с автоматами и лёгкими пулемётами в обнимку. К лесному массиву добирались в темноте, минуя населённые пункты, иначе бандитов могли предупредить о нашем появлении. Брали их рано утром с соблюдением всех мер предосторожности, чтобы заранее не спугнуть. Часовых сняли наши разведчики, а мне и ещё двум старослужащим комбат приказал ползком добраться до замаскированного в лесной чаще их штабного блиндажа и забросать его гранатами. Старшим назначил меня. «Давай, — говорит, — старшина, возьми эту задачу на себя, а мы вас, в случае чего, подстрахуем. Разведка донесла, что у них тут целая система блиндажей и землянок, связанных между собой подземными ходами. Потому надо сначала уничтожить командирский блиндаж, а с остальными мы разберёмся вслед».
Подползли мы поближе к предполагаемому объекту — он был тщательно замаскирован и походил на небольшой бугорок среди лесной поляны — двоих бойцов я оставил для прикрытия, а сам пополз в том направлении, где в утренних сумерках едва просматривался лёгкий дымок, струившийся из небольшой, выходившей из-под земли трубы. Вот тут и сработал тот самый принцип, о котором я тебе говорил: действуй быстро, но не торопясь. Можно было бы одолеть эти три десятка метров рывком, но вдруг там мины или растяжки какие? Я осторожно подполз к трубе, достал противотанковую гранату — РПГ-6 называлась — привёл её в боевое состояние и, немедля опустил в трубу, а сам вскочил на ноги и — броском назад, как можно дальше от блиндажа. Рвануло так, что разом поднялась крыша вместе с дёрном, а замаскированную входную дверь вообще отбросило в сторону. Дальнейшие наши действия были делом техники: мы прыгнули в образовавшийся проём и выпустили в темень несколько автоматных очередей. С этими всё было покончено, а бандиты, которые укрывалась в других землянках, в большинстве своём сдались в плен, а кто попытался сопротивляться, тех уничтожили. Вот так завершилась для меня война в сентябре 1947 года, когда ты, как я понимаю, только на свет народился.
— Я родился в январе сорок седьмого, — не слишком к месту уточнил я дату своего рождения.
— Плюс-минус несколько месяцев никакой роли не играет.
Дядя Коля вновь посмотрел на часы:
— Да, сегодня мы с тобой несколько припозднились. Ты, дружок, давай-ка иди домой, а я выключу аппаратуру, закрою помещение и тоже отправлюсь восвояси. Родители, небось, уже волнуются, что тебя так долго нет. А у меня всё равно завтра дневной сеанс для детей, так что всё, что нужно, сделаю с утра. Заглядывай в гости, когда найдёшь время. Буду рад!
Я ещё раз поблагодарил дядю Колю за полезную науку и, распрощавшись с ним, отправился по ночным кварталам в сторону своего дома. Было тепло, моросил небольшой майский дождик, который, как говорила мне когда-то бабушка, к хорошему урожаю.
Конечно, в силу тогдашнего малолетства я и предположить не мог, что та самая формула «делай быстро, но не торопясь», вложенная дядей Колей в моё, ещё не оперившееся сознание, станет одним из главных принципов моей жизни на всех её этапах и во всех многочисленных ипостасях, которые довелось пройти и одолеть. Сколько раз потом, уже во взрослой жизни, я неизменно требовал от себя и от людей, с которыми меня связывала трудовая и служебная деятельность, никогда не затягивать с принятием решений и с воплощением их в жизнь, исполнять любую задачу быстро, но качественно, без излишней спешки и суеты. А когда встречал непонимание, как это можно действовать быстро, но, при этом, не торопиться, я рассказывал им о своём наставнике, киномеханике фабричного клуба и фронтовике дяде Коле, преподавшем мне, шестнадцатилетнему школьнику, науку эффективного и качественного исполнения любой работы, какая выпадет на протяжении всей отведённой мне жизни.
Опубликовано: Краснодар литературный. – март 2022. – № 1. – С. 44 – 55.