21-го сентября текущего года – исполняется 105 лет со дня рождения (1917 год) ветерана Великой Отечественной войны, потомственного педагога, Заслуженного учителя Российской Федерации, кавалера Почётной медали «Народное признание педагогического труда», в прошлом – члена нашего Землячества Шмойловой Раисы Фёдоровны. Похоронена в Москве.
Лучше всего о большом жизненном и педагогическом пути Учителя — ещё при её жизни — рассказала газета «Тихорецкие вести»
НАЧАЛО
После окончания школы и Борисоглебской гимназии, исполняя свою детскую мечту, юная Раиса приняла твердое решение стать учителем. Окончив Борисоглебский педагогический техникум в 1936 году, по направлению РОНО отправилась учительствовать в поселок Лебяжий Песковского р-на Воронежской области, в четырёх километрах от родного села Третьяки.
Небольшой дом в Лебяжьем, который хозяйка сдавала в аренду, служил сельским ребятишкам начальной двухкомплектной школой. Вместо парт — деревянные неструганные столы со скамейками. На стене — маленькая классная доска. Сюда по утрам, снежной зимой, проваливаясь в сугробы, шли поселковые детишки вместе со своей учительницей на уроки, никто не опаздывал к началу занятий, хотя часов ни у кого не было.
В малокомплектной школе есть своя специфика — одновременная работа с несколькими разновозрастными классами. Не каждый учитель может, наверное, работать в малокомплектной школе, так как требуется и мастерство, и профессионализм высокого класса. «Я вела 2-й и 4-й классы, — рассказывает Раиса Федоровна, — в каждом по 18 человек. Дисциплина хорошая. В классе тишина. Расскажу второклассникам урок, дам им задание, начинаю занятия с 4 классом. Ребята очень старались, учились прилично, на баловство не теряли ни минуты, хотя условия были — никакого сравнения с теперешними. Не хватало учебников, тетрадей, карандашей, чернильницами служили обыкновенные пузырьки. Книги и тетради носили в холщовых сумках».
В 1939 году Раиса Федоровна переехала в Тихорецк, работала учителем начальных классов ж/д школы, заочно училась в Воронежском университете на географическом факультете. В Тихорецке вышла замуж. В 1940 году родилась дочь Алла.
ВОЙНА
«Война и эвакуация в октябре 1941 года заставили меня вернуться в родные места, до которых немцы так и не смогли добраться. До августа 1942 года работала учетчицей в колхозе. В поле трудились только женщины, старики и дети. Тяжелейший труд – без слез не вспомнишь». С августа 1942 по 1953 год Раиса Федоровна снова стала работать учителем начальных классов. Деревенские дети трудились на полях. Возили в бочках воду на быках, таскали снопы, складывая их в копны, возили на подводах зерно на элеватор. На подводах были красные плакаты «Все для фронта, все для Победы!».
«До первого снега я работала с детьми на колхозном поле. В трудных условиях проходила учеба. Не было ни книг, ни тетрадей, ни карандашей. Учебник был один на весь класс – у учителя. Мне приходилось распределять время для приготовления уроков так, чтобы каждый ребенок мог прочитать, взяв книгу у другого. Дети выполняли уроки добросовестно, их интересовало все, старались учиться на «4» и «5». Порой, когда не было керосина в лампах, дети писали при свете луны.
После занятий в школе я шла работать на участок с жителями своего села: распространяла заем, собирала деньги на постройку самолетов и танков, собирала шерсть и козий пух, из которых женщины пряли пряжу и вязали на фронт бойцам носки, шарфы, перчатки. А я отправляла посылки на фронт бойцам. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Это была первая награда, врученная педагогу в Песковском районе».
ПОБЕДА
«Май 1945 года… Было раннее утро. На востоке светился небосвод, только солнце что-то замешкалось. А земля уже приготовилась его встречать. Зеленые травы расправили свои листочки, умылись свежей утренней росой. Село ещё спало глубоким сном утомленного человека. Тихо-тихо качались деревья, тронутые рассветным ветерком. Вдруг в разных концах села я услышала утренний, еще робкий, сонный гомон: Победа! Победа! Победа! Раздавались надрывные крики женщин, потерявших мужей, отцов, сыновей. Громкие рыдания с причитанием все больше и больше разносились по селу».
УЧИТЕЛЬ БЕЗ ЛЮБВИ К ДЕТЯМ, ЧТО ПЕВЕЦ БЕЗ ГОЛОСА
После войны Раиса Федоровна вернулась на Кубань, в Тихорецк. Там в 35-й, ставшей впоследствии 4-й, школе она снова начала учить детей начальных классов.
«Из 47 лет педагогической работы более 20 лет своего труда я отдала работе учительницей начальных классов этой школы. Это годы жизни, прошедшие вместе с детьми, годы творчества, любви, сотрудничества и взаимопонимания. В школе встретила много друзей. Учителя стали для меня близкими и родными. И главной опорой в работе всегда был мой коллектив, люди, окружающие меня. Я никогда этого не забуду».
В напряженном труде проходили годы, каждый из них приносил что-то новое, неповторимое.
Раиса Федоровна не умела работать напоказ, никогда не считалась со временем, но всегда всю себя отдавала школе.
«Я – счастливый человек, я сделала правильный выбор. Школа для меня стала на всю жизнь вторым домом», — повторяет она.
За годы работы в средней школе № 4 Р.Ф. Шмойлова воспитала много поколений учеников.
В этой школе у нее было пять выпусков. У нее учились и дети ее учеников.
Многие окончили школу с золотой медалью, а институт с красным дипломом. Многими учениками и сейчас гордится школа.
«Много я воспитала детей. Среди них были прелестные и беззаботные, недисциплинированные и примерные. Одни радовали, другие огорчали, доставляли много хлопот, но о своих воспитанниках я вспоминаю с гордостью и волнением. Своих питомцев принимала такими, какими они были, а воспитывала не нотациями, а своим примером, старалась вовремя дать мудрый совет».
Каждый ученик Раисы Федоровны помнит все хорошее, что дала ему она и школа. Она умела понять школьника, проникнуть в его стремления, умела подобрать «ключик» к сердцу каждого. Она не просто передавала знания, а воспитывала, формировала человека, его взгляд на жизнь, его характер. А формируя личность ученика, ставила перед собой цель – не только освоить программу, но научить ребят мыслить неординарно. Те, кто бывал на ее уроках, ощущали их творческую атмосферу. «Много лет я разрабатывала собственные оригинальные методики формирования хороших навыков каллиграфического письма. Не случайно мои ученики умело пользуются эпистолярным жанром.
Большое внимание уделяла развитию творческого воображения учащихся и постижению ими художественного слова. Работа над речью была одной из главных моих задач».
В ее практике воспитание и обучение – единый процесс. «У меня хранится своеобразная летопись воспитательной работы. Это альбомы, иллюстрированные отличными фотоснимками, где напечатаны классные праздники: «Дети нашего класса», «Праздник вежливости», «Праздник чистоты и здоровья», «Праздник сказок», «Праздник букваря», «Моя любимая игрушка», «Наш народ» и много других».
По альбомам, которых у Раисы Федоровны великое множество, можно проследить хронологию ее педагогической деятельности и некоторые тайны того творческого процесса, который сейчас можно назвать новаторским. Один из альбомов называется «Путешествия письма». Он составлен из впечатлений детей, побывавших на почте. Это один из уроков, проведенный опытной учительницей прямо на производстве. Есть и другие альбомы: «В булочной», «Как рождается кирпич». Многие из них были на выставках города и края.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ее по-прежнему любят и помнят ученики, пишут письма и поздравления. Читая и перечитывая их, она вспоминает тяжелые военные и первые послевоенные годы, кипучую школьную жизнь 60-х и 70-х годов прошлого века. Ее пример беззаветной преданности профессии Учитель послужил выбором жизненного пути для многих учеников. Сегодня Раиса Федоровна — Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Кубани и России, но самая главная ее награда — безграничная любовь жителей села Третьяки, города Тихорецка, коллег и учеников Краснодарского края.
По материалам книги Р.Ф. Шмойловой и газетным публикациям разных лет. К печати подготовлена Г. Снедковой.
Источник: https://тихвести.рф/news/put_dlinoju_v_zhizn/2011-12-15-1717